Аум или Ом

домой | избранное | комментируемые | календарь путешествия

Индийское время: 20:00

Индия        Россия

Август 2007

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

12 августа 2007
более 16-и лет назад

(избранное) Курталам. Тирунелвель 09:24

В первой половине августа нам выдался уникальный случай съездить в красивое место в компании с одним из руководителей атомной станции. Так сложилось, что Димка давно знаком с ним, Александром Васильевичем, и его женой, Инной, еще с Ирана, и именно он пригласил нас приехать в Индию на работу. И вот на неделе у них в столовой зашел разговор о планах на ближайшие выходные и вообще о путешествиях по Индии и после проявленного интереса со стороны Димки к новому месту, куда собрались ехать Александр Васильевич с женой, мы были приглашены присоединиться к группе путешествующих. А группа, к счастью, на этот раз оказалась совсем маленькой – 5 человек – Александр Васильевич, Инна, Оксана (русская танцовщица из Дели) и мы с Димкой.

Выезд был запланирован на пятницу вечер, на 18 часов. Когда Димка вернулся с работы, все вещи были собраны, упакованы и я была практически готова отправиться в путь, после легкого ужина перед дорогой. На улице нас уже ждал «белый конь» воплощенный в виде машины из моего детства, похожей на нашу «Победу», но с более гордым названием – «Амбасадор». В Индии таких машин очень много, но выглядят они на удивление ново и довольно шустро бегают, в чем мы вскоре убедились лично. Мы погрузились в персональный автомобиль с водителем и поехали с ветерком навстречу новым приключениям и открытиям.

За окном быстро темнело и вдоль дороги то и дело мелькали тени высоких пальм. Иногда мы проезжали мимо небольших индийских поселков, которые были все в огнях и выглядели значительно наряднее, чем днем. В них кипела вечерняя жизнь, шла торговля, оживленное общение, беготня ребятишек и философско-задумчивые посиделки старейшин. Но все это блекло по сравнению с тем, что творилось на трассе. Ездим мы уже месяц по индийским дорогам и никак не можем привыкнуть к творящемуся на них хаосу и беспорядку. Ездят кто во что горазд, ну и правда, правил дорожного движения нет, светофоров нет, дорожных знаков нет, милиции тоже нет, почему бы и не по своим правилам ездить, оповещая о них машин вокруг частым бибиканьем.

Из отмеченных мной особенностей национальной езды:

- все машины стараются ехать по центру дороги, пропуская разделительную линию четко посередине между колесами, при этом, завидев приближающуюся встречную машину, очень неохотно и медленно начинают смещаться на свою сторону, и то, буквально за несколько метров друг от друга, конечно, это сопровождается частым бибиканьем (честно сказать, дух при этом захватывает);

- в темное время суток все машины ездят с дальним светом, ослепляя встречных, иногда даже помигивая, в знак приветствия, чем слепят еще больше;

- едущие не вдоль обочины, а по центру стороны мотоциклисты, с большой неохотой уступают дорогу обгоняющим их машинам, и то, после настойчивых и продолжительных сигналов;

- что касается мотоциклистов, то тут их можно увидеть по 3-4 человека на одном мотоцикле или мопеде, обычно это целое семейство с двумя маленькими детьми, поехавшими прокатиться;

- поворотники у индусов считаются запчастями, поэтому ими не пользуются, вместо них водитель владеет сложной системой жестов правой руки, высунутой из окна, которую распознают только опытные водители;

- обгон машин и автобусов производится при любых условиях, довольно часто при поворотах, когда практически не видно встречных машин, и даже если видна какая-нибудь уже совсем близко, это все равно не останавливает бравых индусов. При обгоне они еще недовольно сигналят не пропускающим их автобусам и несущимся навстречу другим машинам, не особо сбавляющим скорость и продолжающим сближение в лобовую;

- и вообще в Индии на дорогах бытует негласное правило (по нашим наблюдениям) – кто больше, тот и главнее, а кто мельче, тот выкручивается сам, т.е. автобусы и грузовики тут самые важные:).

Свобода в правилах и перевозке пассажиров!

Наблюдая все это, я часто представляла себе, как бы мой папа, опытный водитель, хватался бы частенько за сердце, наблюдая подобные картины, и считал бы, вероятно, маму, начинающего водителя, образцовым и правильным автолюбителем.

При этом водители не высовываются из машины и не орут на «нарушителей», не посылают никого, а просто едут как хотят и улыбаются встречным. За все наше тут пребывание, мы встретили только одну аварию, и то совсем незначительную.

За всеми этими наблюдениями и разговором дорога показалась нам довольно быстрой. Единственно, нам попались «несогласованные между собой» водители и когда мы отставали, другая машина, ехавшая впереди, нас не ждала, поэтому приходилось их периодически нагонять, еще больше добавляя хаоса в дорожное движение. В результате мы потерялись основательно, хотя не при отставании, а когда две машины поехали в противоположные стороны в центре города, не обращая внимания друг на друга и сообразили, что что-то не так, когда мы приложили к уху водителя сотовый телефон, в котором раздавался бас Александра Васильевича. Нам показалось, что сами водители так бы и колесили по городу, не догадавшись набрать друг друга по телефону, тем более как оказалось позже, номеров друг друга у них и не было. Но наконец-то мы нашлись и продолжили свой путь.

Вскоре мы добрались до места ночевки. Им оказалась очень приличная гостиница, расположившаяся у подножья гор. Главное строение гостиничного комплекса было двухэтажным зданием с обзорной площадкой на крыше, а невдалеке стояли несколько одноэтажных домиков на две комнаты каждый. На крышах этих коттеджей тоже располагались площадки, где, как нам сказали, в тихие вечера сервируют ужин. Поскольку нас было пятеро, то два однокомнатных номера нам не подходили, и мы решили поселиться в основном здании на втором этаже, номера в котором состояли из двух комнат. Это было несколько дороже, чем номер в коттедже, но мы решили не разделяться и поселиться рядом, а точнее – в номера напротив друг друга. Проходя к своему номеру, мы заметили фигуру человека, сладко спавшего на разостланной простынке на полу недалеко от нашего номера. Мы тихонько прошли мимо, стараясь не разбудить его, но зря беспокоились, сон был его крепок и глубок.

Поскольку было уже около 22 часов, мы решили не заказывать ужин, так как у индусов это занимает очень много времени, а перекусить всем вместе в номере тем, что взяли с собой из дома. За ужином наметили план на следующий день, поделились впечатлениями о дороге и решили расходиться спать, поскольку следующий день обещал быть насыщенным и интересным, а для этого требовались свежие силы.

Подъем был намечен на 6 утра, чтобы по утренней свежести пройтись к водопаду и принять природный душ. Как нам рассказали накануне бывалые – народу в прошлый их приезд совсем не было, они даже удивлялись, как так получается, что водопад есть, а индусов нет, просто рай на земле… Но на этот раз судьба распорядилась иначе, совсем не поинтресовавшись нашими пожеланиями. Еще рано утром, из своего номера, мы услышали знакомые сигналы автобусов и гул голосов, доносившихся со стороны гор. Где-то внутри уже закрались сомнения и некоторые подозрения, которые подтвердились, когда мы вышли на дорогу. Череда автобусов тянулась в сторону гор, недалеко виднелась парковка для машин, тут же толпились рикши, предлагая с ветерком домчать прямо до водопада. Мы сначала были несколько шокированы таким положением вещей, а воображение тем временем уже рисовало красочную картину, которую мы могли бы увидеть у подножья священных вод. Мы присоединились к пестрой веренице жаждущих и страждущих, неспешно поднимающейся к водопаду. Местной экзотикой и объектом для рассматривания оказалась единственная светловолосая девушка, т.е. я. Индусы, совершенно не стесняясь, как дети, рассматривали меня во все глаза, многие начинали махать руками, приветствовать и спрашивать как дела, некоторые отваживались подойти и пожать руку, или попроситься сфотографироваться, но все без исключения улыбались. В общем, всю дорогу до водопада я чувствовала себя звездой, к которой прикованы несколько десятков восхищенных глаз. К некоторому сожалению моих спутников, основное внимание все же было направлено на меня, вероятно из-за цвета волос, кожи и европейской одежды (две другие наши девушки были одеты в пиджабы и очень походили на настоящих индусок).

Так в окружении восторгающихся паломников мы довольно быстро дошли до первого пункта остановки – места поклонения божеству. Хотя сложно сказать определенно, что это такое, и спросить – не спросишь. На небольшом холмике располагалась каменная фигура мужчины с ножом, напоминающим мачете, в руках, а рядом с ним небольшая собачка, похожая на фокстерьера, и все это на каменном основании. Скорее всего, это была даже фигура не божества, а человека, который обустроил это место для посещения и омовения в священных водах. В Индии принято сразу ставить памятники, статуи, как большие, так и маленькие тем людям, которые сделали что-то полезное, тем более для широких масс. Вероятно, этот памятник был сделан довольно давно, потому что по отношению к нему применялись те же действия, что и по отношению к фигурам божеств, а все другие современные памятники, которые мы встречали в наших районах, выглядели современно – бюст на постаменте – и украшались они только гирляндами цветов. Здесь же все выполнялось по обрядам. Индусы выражают свое почтение обмазыванием фигуры разными маслами и цветными порошками, а так же увешивают гирляндами из цветов, от чего местное божество выглядит хоть и грозно, но довольно нарядно. В Индии принято еще «одевать» богов, т.е. обматывать их разноцветными тканями, это выглядит довольно забавно, но в то же время торжественно. Перед тем, как подойти к фигуре божества, необходимо позвонить несколько раз в небольшой колокол, который висит тут же, неподалеку, в знак приветствия и привлечения к себе внимания со стороны того, кому пришел поклониться. Сейчас, вероятно, эта фигура, охраняет дорогу к священным водам.

Вот такой вот страж порога...

До водопада оставалось менее 300 метров, и гул падающей воды, а так же ликующих индусов доносился все более отчетливо. Совсем скоро деревья расступились, и мы оказались перед высокой скалой, в которой ступенями спускался водопад. Эти воды считаются священными, потому что вода появляется не из горных речек или ледников, а с самого неба. Как нам объяснили, на скале от палящего солнца появляется конденсат, который потом стекает в виде водопада. Поэтому омовение в этих водах считается священным и очистительным для индусов, и мы тоже решили пройти такое посвящение. Вода падает со скалы, ударяется о плиту и стекает дальше, так что надо вставать под струю воды, которая бьет по плечам и спине довольно сильно, и держаться за поручень, чтобы не упасть.

Священные воды

В общем, впечатления незабываемые, когда после жары попадаешь под сильную струю живой воды! Даже индуски (мужчины и женщины купаются отдельно), толпящиеся рядом, не могут отвлечь от ощущения внутреннего восторга, от которого перехватывает дыхание… Одежда прилипает к телу, волосы путаются, штаны вот-вот сползут вниз от напора воды (женщины купаются только в одежде), а в душе радость, ликование и любовь ко всему на свете…

... а в душе радость, ликование и любовь ко всему на свете...

Так не хотелось выходить оттуда, держалась до последнего, пока зубы не начали стучать от холода:). Зато как было свежо идти обратно! Не идешь, а паришь, и индусы кажутся еще более приветливыми и радостными.

После завтрака в гостинице мы поехали осматривать достопримечательности близ лежащего городка. Из красот там были два водопада и три храма. Первый водопад назывался Тигровым, хотя кроме большого скопления народа у небольшого водного порога, мы ничего не увидели. Второй водопад был значительно больше и мощнее, и по праву носил имя «Большой Водопад», у его подножья уже располагались небольшие заводи, напоминающие каменные чаши, в которых плескались дети и стирались взрослые. Дело в том, что для нас водопад – это культурное место, место отдыха, а для индусов это городской душ-прачечная, куда стекается почти весь город, особенно, наверное, по выходным.

Большой водопад...

Мы полюбовались видом и экзотикой вокруг, и пошли осматривать храм, который находился совсем рядом.

Как и положено в Индии, на входе была оставлена обувь, намеренно поставленная немного в тени, от лишних глаз, но от глаз индусов ничего не утаить! Храм оказался очень большим и характерной для индийской храмовой архитектуры, формы.

В индуистской религии почитание бога – это не общая молитвенная служба в храме, а личная молитва. Особенность храмовой постройки дает каждому верующему возможность общаться с богом, соединиться с ним. Композиция любого храма или любого индуистского сооружения в любой точке страны и во все времена должна базироваться на фундаментальных принципах Ваступурушамандалы. Слияние законов астрономии, астрологии и математики изображается квадратом безупречной формы, олицетворяющим смысл порядка и совершенства как прямую противоположность к беспорядку, присутствующему в жизни человека. Внутри квадрата изображается круг – символ индуистской теории, демонстрирующей, что жизнь циклична и состоит из движения от рождения к смерти и наоборот. В соответствии с Ваступурушамандалой, главный храм в плане представляет собой квадрат, самая важная его часть – это место поклонения (garba grha), все остальные помещения храма являются только дополнением. Однако этой части храма верующий достигает в самую последнюю очередь, так как на его пути к ней находится огромное количество архитектурных, скульптурных и символических образов, и в конце этого пути его ум достигает необходимого для молитвы состояния.

Garba grha – святилище (дословно: источник, место зарождения, основа основ) обычно окружается дорожкой pradakshina, которая может много раз огибать наружную часть храма, весь его комплекс в целом и примыкающие к нему святыни. Верующий, обходя святые места по часовой стрелке, символически обходит вселенную. Подойдя ко входу в garba grha, прямо перед входящим, чей взгляд направляется рядами боковых колонн, предстает алтарь. Однако прежде, чем дойти до него, необходимо иногда пересечь несколько залов (mandapas), используемых для соответствующих церковных действ, таких как ритуальное подношение, кормление бедных, танцы и музыка, а так же пение гимнов или религиозных песен каждый день в соответствующее время, во время специальных праздников или священных обрядов.

Снаружи храмы яркие, разнообразно и красочно украшенные. Сейчас, к сожалению, краски немного поблекли, где-то вообще пооблупились, но торжественность создают многочисленные фигурки, потрясающей ювелирной работы, изображающие разные сцены из жизни богов. Однако с декоративным и богато украшенным внешним видом индуистского храма резко контрастирует простое, строгое, мрачное святилище. У порога заканчиваются все украшения, и в небольшой нише на противоположной стороне зала с низкими потолками, стоит идол божества, чтобы ничего не отвлекало взгляда и внимания и все чувства верующего сосредотачивались на нем.

Нас, к сожалению, никто не посвящал в такие тонкости и «правила поведения» в храме до его посещения, поэтому мы прямиком шли к алтарю, правда, с интересом задерживаясь у всех скульптур божеств и резных колонн, а уж только потом обходили по галерее основную часть храма. Однако, не смотря на незнание, нельзя было не отметить внутренне успокоение и затихание при подходе к центральной, алтарной части храма, и видно было, что даже дети затихали. Мы вместе с верующими подошли к ограждению, которое представляло собой небольшой коридорчик, идущий от алтаря с божеством к центру зала. Вдоль ограждения вставали верующие, и служитель храма проходил по коридорчику, неся от фигуры белый и красный порошок, горящую лампаду, а так же гирлянды живых цветов. Он подходил к каждому, ставил точку во лбу и сыпал немного порошка в руку, а мне даже досталась гирлянда на шею:).

Мы, конечно, практически ничего не понимали из происходящих действ, а просто старались наблюдать за «прихожанами» и что-то повторять за ними. Мы, наверное, были похожи на детей, которых в храме большое количество и которые важно ходят за своими родителями разинув рот, и все повторяют за ними. Хотя на этот раз нам повезло – с нами ездила русская танцовщица, которая учится на культурологическом отделении в Дели и изучает архитектуру и искусство этой страны. Поэтому через ее рассказы, многие статуи и сюжеты на стенах для нас ожили, наполнились смыслом и красочными легендами. В какой-то момент начинаешь понимать, что все вокруг что-то значит, каждая статуя что-то символизирует и стоит на своем месте. Хотелось просто стоять и представлять все это в красках. Каменный пол казался теплым, чтение мантр мелодичным, а доносившийся запах цветов – успокаивающим. В душе было умиротворение и не хотелось никуда уходить…

А вообще словами сложно описать то, что там видишь и чувствуешь, наверное, это таинство соприкосновения с чем-то совершенно новым, не укладывающимся в привычные рамки, приводит тебя к встрече с самим собой…

Но возвышенное состояние души дается нам ненадолго, вероятно, чтобы мы ощутили его ценность для нас, и на землю опускаешься обычно довольно быстро и иногда больно. По пути к выходу из храма, я размышляла, почему так странно получается, что в России основная часть населения живет небедно, а вещи крадут часто, а вот в Индии, где люди живут плохо, обувь можно спокойно оставлять у входа в храм и никто ее не крадет (обычно). Но в нашем случае все оказалось иначе. На этот раз у выхода мы не обнаружили Димкины сандалии, они просто исчезли и никто из сидящих там неподалеку индусов не мог ответить ничего вразумительного. Мы сначала немного расстроились, а потом подумали, что наверное кому-то они сейчас нужнее. Благо, что прямо у выхода из храма начинался небольшой рынок, поэтому мы с Димкой дошли до ближайшей обувной лавки и купили ему новые, индустские сандалии, не сильно хуже предыдущих, но зато в 10 раз дешевле:). Так мы закончили осмотр храмового комплекса уже обновленными:).

После небольшой прогулки по центру города мы дошли до следующей нашей намеченной заранее цели – древнего храма, где сохранились фрески. В настоящее время сохранившаяся часть храма является скорее музеем. Во всяком случае, когда мы подошли, народу рядом не было, и во внутрь нас провел смотритель, по совместительству, так называемый, экскурсовод:). Внутри каменного здания практически ничего не было, кроме двух стен, на которых частично сохранилась роспись, изображающая танцующего Шиву. Между этими двумя стенами был проход, ведущий во двор, где уже располагалось более ценное и хорошо сохранившееся здание. Внешне оно походило на беседку, или скорее даже на деревянный проход, ведущий к небольшому каменному зданию, в котором находится алтарная часть. При этом на внешней стороне всего сооружения очень хорошо сохранилась роспись, изображающая разные сцены из жизни богов. К сожалению, местный экскурсовод не мог нам толком ничего рассказать, вернее он описывал, что видел перед собой, прибавляя к этому только имена изображенных божеств. К счастью с нами был почти дипломированный искусствовед, Оксана, которая рассказывала нам легенды, эпизоды которых были перед нами. Всего в одной главе не описать, это требует осмысления и изучения не только Истории и культуры Индии, но так же ее мифологии и религии. По словам экскурсовода, этим фрескам было более 400 лет, что вероятно является правдой и вызывает чувство восхищения мастерством авторов и качеством сохранности. Поскольку это отдельное небольшое здание находилось изолированно во дворе, где было тихо и спокойно, то казалось, что ты забрел в какое-то укромное место, спрятанное от лишних глаз, и очутился один на один с древностью, с историей, с древней культурой. Это ощущение внутреннего благоговения и тишины сложно передать словами, они слишком конкретны и грубы для передачи тонких граней и оттенков ощущений…

Пребывая в каком-то новом состоянии, мы вышли на улицу, где текла обычная жизнь, буйствовали краски и местные ребятишки бежали к тебе фотографироваться, но в душе это состояние, пережитое в древнем храме останется еще надолго.

Наш экскурсовод в древнем храме с фресками...

Времени уже было много, всем хотелось пообедать и мы пошли искать наши машины, оставленные нами несколько часов назад недалеко от городского водопада. По дороге меня поразило количество обезьян, бегающих по улице туда-сюда, жующих бананы прямо на капотах машин и копошащихся друг у друга в шерсти на голове. Местные жители не обращали на них никакого внимания, в то время как мы с Димкой, разинув широко рты и объективы камер, любовались их причудливыми выражениями мордочек и забавными движениями. Пара обезьянок так и норовила залезть с нами в наш Амбасадор, желая вероятно прокатиться с ветерком:).

Забавные обезьянки...

А в наших планах было найти какое-нибудь уютное местечко и пообедать, вернее уже пополдничать:). Первая попытка оказалась не очень удачной. Когда мы зашли в небольшое заведение с гордым названием «ресторан», я испытала шоковое состояние – длинные столы, на которых нет скатерти, а вместо тарелок лежат банановые листья, на них накладывается рис, приправы и салат. Все это индусы катают руками в шарики и едят. Типичная картина для Индии и для тех, кто тут давно живет, но не для тех, кто совсем недавно приехал…

Местный ресторан...

Выражение моего лица, наверное, было красноречивее моих слов и заметив его, наши спутники похихикали, развернулись и вышли на улицу, чтобы поискать место поцивилизованнее. Второе местечко, которое мы нашли, был ресторан в одном из лучших отелей города. Выглядел он немного лучше, свет был приглушен, что позволяло скрыть некоторые недостатки от взгляда притязательных посетителей. В меню была только острая индийская пища, поэтому кроме томатного супа, в который специй на удивление положили не много, больше ничего съесть я не смогла. Пришлось догоняться заранее припасенным сникерсом:).

Немного перекусив, мы двинулись дальше, на осмотр последнего на тот день храма – самого большого в городе.

Храм Шивы...

В этом храме нас поразили огромные каменные скульптуры такой тонкой работы, что я долго думала, что они вырезаны из дерева. Фигуры периодически приходилось трогать руками, чтобы на ощупь убедиться в том, во что глаза не хотели верить. При этом каждая из них была индивидуальной, не похожей на другие, и сделаны были из единого куска камня. Вот тут уж точно поразишься такому мастерству! Храм был довольно большим, со множеством залов, комнат и длинной галереей по периметру. На удивление нам удалось немного пофотографировать внутри, что получается довольно редко, так как индусы за этим строго следят. Мы так же рассматривали почти все колонны, старались найти атрибуты разных богов и послушать очередные рассказы нашего эксперта по этим вопросам.

Каменная фигура Шивы...

После осмотра храмов мы вернулись в отель. На ночь, перед сном было решено сходить еще раз на водопад и принять уже вечерний душ, к тому же мы думали, что народу ночью не будет. Тут мы не угадали, все те же вереницы паломников тянулись к священным водам, сливаясь на дороге с темнотой ночи, но голоса их были отчетливо слышны. Почти такое же столпотворение было и на самом водопаде, однако зрелище сильно отличалось от того, что мы видели утром. Стремящийся вниз поток воды подсвечивался большими фонарями, что прибавляло ему некой торжественности и величия. На темном фоне индийской ночи практически светится изнутри огромный поток воды, падающий откуда-то сверху, и резко ударяющийся о плиты внизу. Купаться в таком водопаде особенно захватывающе и незабываемо, а идти обратно особо свежо и легко…

На утро мы повторили уже ставшее традицией, купание в водопаде и поехали в неподалеку расположенный городок, Тирунелвель для осмотра местного храма. С внешней стороны он ничего особенного собой не представлял, и ничем не выделялся на улице среди лавочек и велостоянок. Не было традиционной входной башни, только небольшая, но длинная арка, потолок которой был украшен деревянной резьбой тонкой работы. Внутри храм оказался просто огромным, это был храмовый комплекс, состоящий из многочисленных залов, переходов, галерей, в которых можно было заблудиться. В Индии храмы обычно закрываются в дневное время, где-то с 11 до 16 часов и мы, к сожалению, приехали поздновато и обойдя только небольшую часть храмового комплекса, служители стали просить всех на выход, и нас том числе, и закрывать проходы, ведущие к алтарной части. Открытыми остались только галереи, по которым мы и решили пройтись. В очередной раз поражала ювелирность работы древних мастеров, а так же было заметно, что храмовый комплекс строился несколько веков, некоторые постройки были очевидно более старыми, но тем не менее присутствовало ощущение единства всего комплекса. В конце одной из галерей мы увидели храмового слона, который за монетку благословлял тебя своим шершавым хоботом. Мы не могли это не попробовать на себе! При встрече с этими огромными животными, меня в который раз не покидает ощущение, что они все понимают, нельзя не заметить их осмысленный взгляд, все это прибавляет действу благословения какой-то особый смысл…

Священный слон храма...

После завершения осмотра того, что было открыто в храме, попив кофейку на обочине дороги, мы поехали с ветерком домой. На этом наши приключения закончились, но сколько их еще ждет нас впереди!

Альбом Курталам. Тирунелвель

Комментарии (10809)

Кейворды: Жизнь в Индии, Индия, Курталам, Путевые заметки, Путевые заметки > Курталам. Тирунелвель, Путешествие по Индии, Тирунелвель, Фото

Ctrl
Курталам. Тирунелвель

Copyright (c) 2007—2024 Натали М.
Powered by e2