Аум или Ом

Индийское время: 15:03

Индия        Россия

Октябрь 2007

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

14 октября 2007
более 16-и лет назад

(избранное) Акведук. Водопад. Храм 15:10

Приближались очередные выходные, и мы начали планировать путешествие. Планов и задумок было, как всегда, много, компания была почти собрана, машина почти заказана, оставалось принять окончательное решение, чтобы запустить механизм последних приготовлений. Но где-то внутри закралось смутное ощущение того, что некоторым нашим планам и задумкам не суждено воплотиться в жизнь на этот раз… Так и случилось, к большому сожалению…, но зато открылись просторы для полета творческой фантазии двух людей, т.е. нас с Димкой. Нам в очередной раз представилась возможность самим планировать свой выходной и самим искать методы для воплощения идей.

Первым делом надо было выбрать место, куда бы мы хотели поехать… Мы вооружились картами, путеводителями и стали искать то, что, во-первых, было новым для нас, а во-вторых, что бы нас «зацепило». На этот раз наше внимание привлекла маленькая фотография в путеводителе, изображающая Акведук. Выглядел он довольно заманчиво, да и место по описанию, было совсем недалеко от нас. Недолго думая, быстро покидав в рюкзак стандартный набор для поездок, мы набрали телефон нашего водителя, который возил нас в прошлый раз, и направились к центральным воротам нашего городка.

Подходя к главной трасе мы завидели нашего белого коня, пыхтящего от нетерпения у обочины. Мы не заставили его долго ждать, погрузили вещи, сели в машину и помчались с ветерком к новым приключениям, впечатлениям и неизвестным еще местам бескрайней Индии! За окном мелькали поля, пальмы, деревья, индусы, на дороге по-прежнему творился уже привычный беспорядок, благодаря принципиально не уступающим дорогу громадным автобусам и пытающимся их обогнать рикш… Вроде знакомые уже пейзажи, но каждый раз они кажутся какими-то особенными, может быть это из-за приподнято настроения, от мысли, что ты вырвался из замкнутого пространства и едешь практически дикарем по такой же дикой Индии… А может от того, что понимаешь и ценишь тот подарок, который преподнесла тебе Жизнь, отправив тебя на край земли… Да, тут есть и грязь, и нищета, и неприятные запахи, но так же есть красивейшая природа, аскеты, сидящие на площадях в медитации и вызывающие уважение, есть красивейшие древние храмы, католические церкви, мечети, синтез разного, непохожего, иногда противоречивого… И при этом все вышеперечисленное уживается вместе довольно гармонично и мирно. На мой взгляд, важно то, на чем ты чаще останавливаешь свой взгляд и свое внимание, над чем размышляешь и что видишь за внешней не всегда приглядной формой…

В таких размышлениях и настроениях мы доехали до места назначения, отмеченного нами крестиком на карте:). Акведук представляет собой мост с желобом для воды, который переносит реку с одной горы на другую. Он является самым длинным и высоким мостом в Азии - высота 115 футов, а длина 1 километр. Построен в 1996 году и с тех пор исправно служит на пользу индийского народа. Водитель высадил нас внизу, рядом с живописной, даже похожей на детскую, площадкой. Два жирафа весело встречали на входе, вытянув свои шеи высоко в небо, держа в зубах табличку, на которой, по всей видимости, было написано доброжелательное приветствие.

Приветливые жирафы

Сделав пару фотографий на память, мы стали подниматься вверх по ступенькам на мост. Высокая влажность усложняла путь, но нас таким не напугать и ни в коем случае не остановить! Наши усилия были вознаграждены, когда мы поднялись наверх – взору открылся прекрасный вид на долины, усаженные пальмами… Небо было затянуто облаками, что придавало месту какой-то таинственности и величественного спокойствия. Мост был совсем узкий, на нем едва ли могли разойтись два человека, зато рядом с перилами проходил желоб с водой, который помогал реке нестись с довольно быстрым течением с одной горы на другую… Дойдя до середины моста, мы увидели прямо под нами неторопливую тропическую реку желтого цвета, которая очень живописно смотрелась на фоне зеленых пальм.

Желтая река...

Не смотря на то, что вода в ней была далеко не прозрачной, а очень даже мутной, это не останавливало местных жителей от принятия водных процедур в ней – кто-то купался, кто-то стирал вещи, а кто-то погружался в философские раздумья…

Размышления...

Пройдя весь мост до конца, и выпив сока свежего кокоса, мы поняли, что этого путешествия не достаточно для нас и обратились к нашему водителю отвезти нас в какие-нибудь еще интересные места неподалеку, раз уж мы все равно оказались за 70 км от Каньякумари. В Индии, во всяком случае на Юге, куда бы ты не забрел, куда бы не заехал, обязательно найдется пару интересных мест. Нас больше всего интересовали храмы, памятники архитектуры и водопады, или какие-нибудь другие природные достопримечательности. Водитель немного подумав, заявил, что как раз совсем неподалеку находится водопад под названием Thirparappu, что в переводе означает «красивое и сакральное место». Мы, конечно же, согласились и, не смотря на угрожающие дождем тучи, помчались к священному месту. По пути, правда, мы заехали в небольшой храм, хотя храмом его трудно назвать, скорее место поклонения богам, которое выглядело довольно современным. Сделав несколько кадров на память, мы поспешили дальше. Тучи все сгущались и уже слышались раскаты грома. Дождь является всегда долгожданным в Индии, поскольку большую часть времени светит палящее солнце и очень жарко. Вот и нас, немного уже уставших от жары, дождик ничуть не испугал. Мало того, мы даже оставили рюкзак в машине, остановившись у парковой зоны, хотя это мы сделали зря.

Само место оказалось очень живописным… Широкая река разливалась по равнине и срывалась потом с грохотом вниз с довольно высокого и обрывистого порога. А внизу уже визжали от радости индусы, принимавшие «природный душ».

Водопад Thirparappu

Вода в реке и в водопаде была желтого цвета, как будто в ней было много примеси глины, но это не смущало индусов, которые плескались там, казалось с еще большим удовольствием и воодушевлением. У наблюдающих сверху, было впечатление, что они водят хороводы, что-то поют и просто веселятся. Такому задору можно было только позавидовать! Однако мы все равно не соблазнились залезть в кучу индусов под струю желтой воды. К тому же зона водопада была только частью парка, и мы решили прогуляться дальше. Мы пошли вверх по реке, откуда брал начало водопад, и увидели очень красивую долину, залитую водой, ее окаймляли вечнозеленые пальмы. Справа стоял древний храм, который, к сожалению, был закрыт, а немного вдалеке виднелась беседка, расположившаяся на речных камнях, небольшой мостик вел к ней от храма. А дальше был виден более длинный мост, уже через всю реку. Туда мы и направились…

Мост, река, беседка...

Раскаты грома становились все более угрожающими, и мы решили ускорить шаг. С моста открывалась великолепная панорама ущелья, долины, реки, храмовых строений и небольшого порога, вода с которого, казалось, плавно и покорно стекала.

Мягкий порог...

До конца мостика мы уже бежали бегом, так как дождь больше был не намерен ждать. Небольшая беседка спасла нас на некоторое время, но мы решили не задерживаться и как только дождь немного поутих, мы побежали назад. На половине пути он разошелся не на шутку и под ближайший навес мы заскочили почти все мокрые. А тем временем, под навесом, расположились целые два семейства, и устроили перекус, хотя я бы сказала, плотный обед. Все сидели на полу – женщины в сари, мужчины, дети, начиная от самых маленьких. Из сумок появились большие котелки с рисом и разными подливками, масалой и лепешками. Нас с Димкой любезно пригласили к «столу», но мы вежливо отказались, так как пока еще не настолько «обиндусились», чтобы есть рис руками, катая его в катышки и макая в специи, сидя на каменном полу под навесом посреди леса:). Наверное все еще впереди:).

Обеденный моцион...

Подождав, пока дождь немного поутихнет, мы добежали до машины и хотели было уже ехать в сторону дома, как наш предприимчивый водитель предложил осмотреть еще один древний храм, который находился, по его словам, совсем рядом.

Храм на самом деле оказался примечательным – с высокими стенами, выкрашенными в бело-красную полоску (тут почему-то внешние стены храмов, вернее ограждающие их заборы выкрашивают в такую полоску) и высокими ступенями перед входом, со стороны он выглядел как оборонительная крепость. И на самом деле оказалось попасть в него не просто. Обычно храмы работают утром и вечером, а днем закрыты, и вот, по нашим подсчетам до открытия оставалось еще несколько часов… Но нам улыбнулась удача и смотритель храма, сладко спящий у ворот, впустил нас во внутрь.

Древний храм...

В самое центральное помещение, где располагается фигура божества, нам не удалось попасть, оно было закрыто, но мы смогли погулять по внутреннему двору, по галереям… Какое же все-таки необъяснимое чувство, когда находишься в храме без шумных толп и снующих туда-сюда индусов! Место казалось каким-то очень знакомым, в душе разлилось спокойствие и гармония…, возникло ощущение единения со всем вокруг, с колоннами, насчитывающими более 2-х тысяч лет, с деревней, в которой находился этот храм, со всей Индией и всем миром…

Галерея древнего храма...

Душа ликовала, а какая-то живая атмосфера вокруг, хоть и вся каменная внешне, наводила на размышления… Мы прошлись по галерее по часовой стрелке, помолчали, послушали, сделали несколько снимков и с благодарностью за возможность побывать в таком месте одним, вышли на улицу.

Впереди нас еще ждал храм в Нагеркойле и потом уже заключительный обход Каньякумари, по традиции. Но по пути, в одном из проезжающих городков, мы увидели примечательный католический храм, похожий на средневековую башню и решили зайти ненадолго. Сначала мы не поняли, почему на нас так удивленно смотрят служители, вроде одеты мы были по-европейски, а потом когда глянули друг на друга, то увидели традиционные для индуизма точки у каждого на лбу:). Однако нас доброжелательно поприветствовали, спросили, откуда мы и надолго ли в Индии. Посидев немного на лавочке под высокими светлыми сводами, ощутив большую разницу атмосферы по сравнению с индуистским храмом, поразмышляв вслух и про себя, мы вышли на улицу…

Проехав через Нагеркойл и зайдя в храм, который был весь уставлен фигурками змей, мы поехали в Каньякумари. Хотелось бы сказать несколько слов об этом храме, к сожалению, какой-либо дополнительной информации, кроме той, что мы получили через наблюдение, у нас пока нет. Но интересные наблюдения начались уже с самого входа, когда мы увидели вокруг большого дерева, расставленные плотным кольцом фигуры змеи с горкой желтой пудры на каждой. Причем слой был такой толстый, что силуэт фигуры становился еле различимым. Каждый верующий индус (а неверующих индусов нет), идущий в храм, сначала подходил к дереву и начинал его обход по часовой стрелке, при этом, останавливаясь у каждой фигурки и посыпая ее сначала желтым порошком, а потом поливая белой жидкостью, вероятно, это было молоко кокоса, все это предварительно покупалось тут же, неподалеку, в торговых лавочках.

Храмовые обряды...

Поскольку мы не особо знали порядки и обычаи этого действа, то были просто наблюдателями, но зато в самом храме нам удалось немного поучаствовать – местные служители любезно подсказали нам место, где надо купить «свечки», и где их поставить. На самом деле свечи больше напоминали маленькие пиалы из природного материала, в которые налито масло и положен фитиль, его поджигают и ставят напротив божества. Мы проделали эту процедуру в знак уважения к месту, а индусы в это время с большим любопытством разглядывали белых людей, неловко обращающихся с лампадками:). Но не чувствовалось никакой враждебности, наоборот, казалось, что все тебя поддерживают и хотят помочь.

Единственным недостатком почти всех храмов являются самовызывающиеся «экскурсоводы», которые обычно совершенно не знают английский язык, но уверенным шагом ведут тебя за собой, поторапливают, если ты вдруг где-то задержался и на что-то загляделся, но если начинаешь расспрашивать их о каких-либо архитектурных деталях, или значении различных фигур и изображений, никакого объяснения получить от них практически невозможно. Проводя тебя в быстром темпе по храму, они обычно пальцам по очереди показывают в разные стороны на какие-то заметные фигуры и «укают» или просто мычат – вот и вся экскурсия:). Но по окончанию знакомства вас с храмом они считают обязанным попросить денег и чем больше, тем лучше. Мы долгое время так за ними ходили в надежде хоть что-то у кого-то выведать интересное и поясняющее все вокруг, но практически бесполезно, и нам приходилось потом самим идти еще один круг, всматриваясь в детали и выдвигая гипотезы. Сейчас, будучи уже более сведущими и учеными в таких вопросах, мы стараемся сначала определить уровень английского провожатого, а уж потом решать, соглашаться на его услуги, или нет. Особенно внимательными к этому мы стали после случая в одном из храмов, где нам попался глухонемой экскурсовод, который выдавал различные звуки, настойчиво мычал, и отчаянно жестикулируя в попытке объяснить сложную индийскую мифологию на языке пантомимы, загораживал собой все объекты, которые мы пытались рассмотреть. Это шоу нам удалось остановить после выдачи приличного вознаграждения-откупа:). Но на смену ему не замедлил прийти другой экскурсовод, прихрамывающий на обе ноги и с бандажом на шее. Но не всегда бывает просто не согласиться на экскурсию, иногда они незаметно пристраиваются к тебе в середине обхода, что-то вроде показывая, участливо подсказывая правильную дорогу и потом уже не отходят от тебя до тех пор, пока не получат вознаграждение:).

А тем временем наше путешествие подходило к концу. Домчавшись с ветерком до Каньякумари, мы прошлись по вечерним, наряженным улочкам (по случаю празднования очередного праздника), посидели в ресторанчике и поехали домой – уставшие, но довольные и полные впечатлений!