|
домой | избранное | комментируемые | календарь путешествия
Индийское время: 15:48
|
|
О себе
Воспевание Индии Перелет Москва-Доха-Тривандрум Первые дни Каньякумари Нагеркойл Форт Ваттакотай Курталам. Тирунелвель ДР Ганеши ДР Ганди Акведук.Водопад.Храм. "Загадка Индии" Бухта Манупаду Аюрведический массаж Приезд родителей Новогодний вояж по Индии: День 1 День 2 День 3 День 4-5 Ченнай Галерея Загадочная ИндияАльбомыНаш городок Каньякумари Нагеркойл Форт Ваттакотай Индийский Океан Курталам. Тирунелвель ДР Ганеши Акведук. Водопад. Храм Закаты Манупаду Анувиджай-Рамешварам Рамешварам-Танджавур Ченнай |
Апрель 2008
18
апреля
2008
Ченнай..., как много в этом слове... 08:02
Ченнай (Мадрас)…, город, в который мы хотели попасть с самого нашего приезда в Индию. Интерес этот был связан с несколькими причинами, одной из которых является тот факт, что этот город - столица нашего штата, Тамил Наду. А прожить год в одном штате и не побывать в его столице, это не серьезно…Единственной загвоздкой была удаленность Ченная от нашего места проживания, нас разделял практически весь штат, и мы находились на противоположных его сторонах. И вот, под конец нашего годовалого пребывания в Индии, снова возникла идея попробовать съездить в Ченнай. Мы начали организовывать поездку и были удивлены, что никаких преград не встретили на своем пути – без проблем купили 6 билетов на поезд всего за несколько недель до предполагаемой поездки (что на самом деле большая редкость для Индии), забронировали гостиницу и заказали такси. Когда мы увидели, что везде нам «горит зеленый свет», то восприняли это как добрый знак и благословение на хорошую дорогу. Для себя, еще только собираясь в путь, я поставила главный приоритет – сохранять внутреннее спокойствие и равновесие, поскольку коммуникативным языком между белыми и индусами владела только я, и, следовательно, все организационные моменты, а так же мелкие договоренности, улаживания и т.д. были тоже на мне. Индия и ее жители в некоторых вопросах довольно своеобразные, и легко могут выбить почву из под ног нетипичными для нас ходами и реакциями, поэтому самообладание – незаменимая вещь не только в жизни, но особенно в путешествии по Индии. По плану, мы должны были доехать на рейсовом автобусе в 16.30 часов до Каньякумари и сесть там на поезд, который должен был нас с ветерком домчать до основной точки – Ченная. Но, живя в этой стране нужно, во-первых, всегда помнить, что гладко ничего не проходит, а во-вторых, надо быть готовыми к любому повороту событий и быстро смочь адекватно отреагировать. И вот, первые испытания не заставили нас долго ждать…Прибыв на вокзал в Каньякумари мы обнаружили, что железную дорогу между Тирунелвелем и Каньякумари размыло дождем! Где еще такое увидишь, чтобы железные дороги размывало, кроме как в Индии, а следовательно поезд шел от Тирунелвеля в 19 часов. У нас был небольшой шанс успеть на него, если поторопиться и поймать Амбассадор. Компания у нас собралась из 6 человек, так что пришлось быстро искать две машины, потому как мы твердо решили раньше понедельника не возвращаться домой и все же попасть в Ченнай. Водители амбассадоров обещали домчать нас до Тирунелвеля в срок, а нам оставалось только им довериться. Хорошо, что все члены нашей компании оказались людьми закаленными, прожившими не один год в Индии и в панику никто не ударился, а лишь посмеялись над тем, что Индия диктует свои условия и главное в них вписаться. По дороге мы наслушались индийской музыки, включенной почти на полную катушку, но зато на вокзал, как нам и обещали, приехали за 15 минут до отправления поезда. Но поезд и вагон предстояло еще найти, при условии, что организовано на вокзале все как-то не как у нас… Приложив некоторые усилия, нам все-таки удалось выяснить, на каком пути стоит наш поезд и мы прибавили шагу… Слева от перрона тянулась череда вагонов, вокруг сновали индусы, что-то продавая, предлагая, закидывая огромные тюки в узкие двери, но это не производило практически никакого впечатления по сравнению с вагонами, которые мы проходили… Вместо стекол в окнах были просто решетки, через которые на нас смотрели темные лица… Внутри обстановка напоминала наш плацкарт, только вместо 2-х полок, там было по 3, на которых уже гроздьями сидели люди. Те, кому не хватило мест в вагоне, расположились в тамбурах, свесив ноги на перрон. В какой-то момент я ужаснулась, что и нам придется так ехать, и поскольку мы прибыли впритык к отправлению поезда, вероятно наши места будут в тамбурах или на ступеньках… Но вдруг, впереди забрезжила надежда в виде нескольких вагонов со стеклами в окнах… В Индии существует уже более продвинутая система билетов, ты можешь купить билет по интернету и потом вообще без ничего, кроме документа, удостоверяющего твою личность, прийти на поезд. Список пассажиров, вывешивается около двери снаружи вагона, и поскольку заранее тебе не известен номер твоего вагона, ты можешь найти его только по своей фамилии в списке. Нам повезло, что вагонов нашего класса, вероятно, самого высокого в этом поезде, было всего 4 штуки, и мы без труда нашли себя. При покупке билетов, мы выразили желание поехать в лучшем по комфортности вагоне и всем вместе, вшестером, чтобы не разбивать нашу компанию. Похоже, то, что мы увидели, войдя в наш вагон, по индийским представлениям должно было удовлетворить все наши требования и пожелания, как пассажиров первого класса. Перед нами был плацкарт, чем-то напоминающий российский, за несколькими отличиями… По левую руку шли два боковых места, а справа вместо 4-х полок было по 6! При этом отделений для вещей практически не было, разве что под нижней полкой было небольшое пространство, но не в виде ящика, как у нас, куда можно сложить свои сумки, лечь сверху и спать спокойно…, нет, никакого ограждения не было, просто ниша. Немного присмотревшись, мы заметили металлические кольца, прикрепленные к полке снизу. Оказывается, индусы просто привязывают цепями свои вещи за эти кольца или же к себе и спят спокойно. К сожалению, цепей мы с собой не прихватили… Пережив первый шок, я стала осматриваться по сторонам и немного успокоилась, вокруг было много индусов, но все были интеллигентного вида, вероятнее всего обеспеченные люди, которые делали вид, что особо нас не замечают. Этот факт нас порадовал, и мы начали располагаться. Соседнее купе оказалось полностью свободным, и мы решили быстренько перебраться в него, а потом, если кто-то придет, постараться поменяться полками, поскольку места у нас были не в одном купе. Сев к окну, я стала замечать некоторые отличительные черты индийского плацкарта, многие из которых, не помешало бы и нам перенять для России. Во-первых, над окном, которое было значительно меньше российских, располагались выключатели, т.е. каждый мог включать и выключать свет над собой, когда было удобно, а не когда по всему вагону объявляется отбой. Рядом с выключателями находилось довольно большое зеркало, что тоже удобно, особенно для девушек, не надо выстаивать длинную очередь в туалеты, чтобы привести себя в порядок. Кстати о туалетах, в каждом вагоне их предусмотрено не 2, а 4, и еще дополнительный умывальник вынесен в коридор, поэтому очередей по утрам и вечерам в индийских поездах не встретишь. Еще забавным было обнаружить вентилятор на потолке в каждом купе, который тоже по желанию можно было выключить. И, конечно же, нельзя не сказать о чудо-технике, которая очень актуальна и ценна в Индии – кондиционер! При этом в бедной Индии он есть не только в купейных вагонах, но и в плацкартах! И кондиционер, скажу я вам, не шуточный, через некоторое время начинаешь замерзать так, что нам пришлось одеть на себя теплые вещи, благо мы предусмотрительно взяли их с собой. Немного еще обменявшись впечатлениями друг с другом, мы связали наши вещи ремнями от фотоаппаратов, поскольку слышали, что грабежи в индийских поездах не редкость, и стали укладываться спать, потому что время было уже позднее и нужно было дать своему сознанию немного прийти в себя от уже полученных впечатлений и отдохнуть, подготовившись к следующему дню. Сама поездка в Ченнай оказалась плодотворной, интересной, насыщенной, и описывать каждый день подробно было бы очень длинно, да и всего не расскажешь, посему я решила дать небольшие зарисовки тех мест, которые нам понравились больше всего. Начну, пожалуй, с самого Ченная, который представляет собой огромный город, после которого наш Нагеркойл, являющийся доселе для нас чуть ли ни самым большим, казался крошечным и спокойным. Тут уже были намного шире дороги, присутствовала разметка, дорожные знаки, светофоры. На обочинах красовались высокие, стеклянные здания, правда не сплошным рядом, а периодически между ними можно было увидеть затесавшуюся лачужку с перекошенной крышей и грязными стенами… В общем, как везде в Индии, все было контрастно, просто тут это выражалось с большим размахом… Так, например, в Ченнае есть красивая и довольно протяженная набережная, так вот в отдаленных ее частях располагаются целые кварталы бедняков, где не у всех даже есть крыша над головой. Но в то же время в нескольких минутах езды можно было увидеть шикарные дома богатых индусов. По городу мы рассекали на джипе и было очень приятно прокатиться в прохладной машине по центральным улицам Ченная, поглазеть по сторонам, остановиться у заинтересовавших нас мест. Такая мобильность давала нам возможность самим планировать свой день и по ходу вносить необходимые поправки. Так, например, из-за дождя, который начался во второй половине первого дня, вместо посещения достопримечательностей под открытым небом, мы направились в поход по магазинам. Людям, не отдаленным волей судьбы от цивилизации, в глухие места Индии на годы, сложно понять тот детский восторг, с которым вся наша компания кинулась в красивые, светлые и манящие магазины! Хорошо, что все они сосредоточены в одном большом торговом центре на 5 этажах, и мы сильно друг от друга не отдалялись. За три дня в Ченнае мы посетили много мест, такие как Форт Сейнт Джордж, католический собор Сент Мариа, набережную с небольшим парком, но все это не произвело большого впечатления, поэтому останавливаться на этом подробно не буду, а расскажу лишь про те места, которые на самом деле удивили, заинтересовали и не оставили равнодушными. Второй день пребывания в Ченнае был как раз насыщен в плане посещения интересных мест. Ранним утром мы отправились в Адьяр, поместье, где в 1882 году обосновалось Теософское общество. По историческим справкам, изначально оно находилось за пределами Ченная, в пригороде, но со временем город разросся, поглотил его и теперь оно располагается, чуть ли ни в центральном районе. Не смотря на то, что мы немного припоздали и места для посещений закрывались, нам все же удалось попасть в библиотеку, где собраны книги по религии и философии. Эта коллекция, заложенная Генри С. Олькоттом в 1886 году, включает 165 000 томов и почти 200 000 рукописей на пальмовых листах со всего мира. В библиотеке нас встретили удивительные люди, от них шло какое-то спокойствие, умиротворение и доброжелательное отношение ко всем приходящим. Нам разрешили походить, посидеть за столами, полистать книги, большинство из которых было написано на английском языке. Потом мы прошлись по парку, дошли до огромного, 400-летнего баньяна, который разросся до размеров небольшой рощи. Он является вторым в мире по величине и может дать тень одновременно трем тысячам человек. В свое время, Кришнамурти и Мария Монтесорри устраивали беседы под густым переплетением его колоннообразных корневых стволов. Этот огромный баньян уже вплотную подошел к крыльцу большого дома в английском стиле, где жили теософы. Вообще в усадьбе было много интересных и необычных вещей…, и атмосфера…, она коренным образом отличалась от той, что обрушивается на тебя за пределами этого светлого и спокойного места. Кажется, что ты совсем не в Индии, а в каком-то другом, совершенно особом месте… Более глубокие ощущения и состояния, которые нам удалось там пережить, невозможно передать словами, или как-то описать, да я думаю, этого и не стоит делать, это сокровенно и останется вне жесткой формы букв и слов… Следующим интересным местом, который мы посетили в тот же день, было местечко Мамаллапурам, расположенный в 58 км. на юг от Ченная. Этот небольшой городок известен своими резчиками по камню и повсеместно можно встретить мастерские, в которых кипит работа. Однако раньше, между 5 и 9 веками, он был крупным портом Паллавской династии. В значительной мере благодаря морской деятельности Паллавов, их стиль искусства и архитектуры оказал широкое влияние на другие культуры, распространяясь от южной Индии на север до самой Эллоры, а также до Юго-Восточной Азии. Это международное культурное значение было признано в 1995 г., когда ЮНЕСКО предоставило Мамаллапураму статус Мирового Наследия. Но напоминание об искусных резчиках можно встретить и в «дикой природе». Памятники Мамаллапурама делятся на четыре категории: барельефы под открытым небом, построенные храмы, искусственные пещеры и ратхи (“колесницы”, высеченные на месте из единых валунов и напоминающие храмы или колесницы, используемые в храмовых процессиях). Знаменитые барельефы Покаяние Арджуны и Мандапа Кришны украшают огромные скалы недалеко от центра деревни. Шестнадцать искусственных пещер в различных стадиях завершения разбросаны по окрестной территории, но самые совершенные из девяти ратх находятся в группе, названной по имени пяти братьев Пандавов из Махабхараты. В какой-то момент становится понятным, что, живя среди таких каменных произведений искусства, которые на самом деле очень сконцентрированы в одном небольшом городке, скорее даже напоминающем деревушку, невозможно не стать самим резчиками, сама атмосфера способствует. А посему, в лавочках можно найти всевозможные каменные изделия, начиная от маленьких брелков на шею и заканчивая большими многотонными статуями. Мы, конечно, не смогли удержаться и понабирали каменных изделий себе домой:). Однако самым ценным и интересным местом в Мамаллапураме, на мой взгляд, был Береговой храм, располагающийся на берегу океана. Подходя к нему ближе, на самом деле чувствуешь, что это оооочень древний храм, возможно, древнее всех тех, которые нам довелось увидеть в Индии. По некоторым данным ему около 2 тыс. лет. Сначала такие цифры кажутся фантастическими, но, приглядевшись, понимаешь, что архитектура храма совершенно не похожа на другие, нет типичных для всех храмовых построек обязательных элементов. Сами стены храма, хоть и сопротивляются влиянию времени, но все же видны следы воздействия на них природных стихий, отчего контуры храма кажутся какими-то обтекаемыми… Да и само расположение культового места, на берегу океана, где вокруг нет никаких других строений, добавляет образу воздушность и легкость, как мираж, выросший на небольшом холме, смотрящий вдаль и оберегающий индийскую землю от нашествий и невзгод. Последний день пребывания в столице Тамил Наду мы провели в самом городе, посещая местные крупные храмы. Что касается чисто индуистских храмов, то они не произвели сильного впечатления, скорее даже наоборот, значительно уступали по масштабам, внутренней организации и отношению к туристам тем храмам, которые мы повидали в большом количестве во время новогоднего вояжа. Поэтому реакция была более, чем сдержанная, в какой-то момент пришло ощущение того, что ты начинаешь разбираться в храмах, чувствовать разницу, отдавать некоторым большее предпочтение, в то время, как раньше, эта область Индийской культуры представлялась необъятной для сознания, непонятной, шквалом эмоций, обрушивающимся на тебя… Однако, один храм, все же затронул струны души, хотя это был не обычный индийский храм, а скорее нечто, похожее на мемориал, посвященный Рамакришне, учителю Вивекананды, позже я нашла упоминание об этом месте, как о Миссии Рамакришны. После походов по индийским храмам, это место воспринималось как светлый островок спокойствия, гармонии и чистоты. За высоким забором, в центре небольшого внутреннего двора, утопающего в зелени, расположилось строение в розово-желтых тонах с довольно оригинальной архитектурой. Оставив обувь в специальном помещении на первом этаже, мы поднялись по широкой лестнице в главное помещение, которое представляло собой большой и просторный зал с коврами на полу, на которых сидели в медитативном состоянии люди, обращенные к небольшой сцене, где на них благословенно смотрел Учитель. Вокруг царила атмосфера спокойствия и умиротворения, и захотелось сесть и раствориться, ну или хотя бы впитать в себя эту гармонию, почувствовать себя частичкой чего-то большого и светлого. Думаю, нам удалось это сделать, насколько это было возможным, казалось, что мы попали в другой мир, за его пределами остались вся суета, шум и гомон большого города, как будто это все было нереальностью, а настоящая реальность была там, в этом светлом зале у ног Рамакришны… Время, проведенное там, пролетело очень быстро, но оставило сильный след в душе. На выходе из этой волшебной комнаты, я задавала себе вопрос – почему вся Индия не может быть такой, такой светлой, гармоничной, радостной, просветленной?! Почему, покидая островки такого чистого во всех смыслах этого слова места, ты опять окунаешься в суету, грязь, безразличие…? Наверное, все же каждому уровню сознания соответствует свое место и поскольку Индия многогранна, многолика, разная по своему развитию, то об этом как раз и говорят разные по своему уровню места… Но я почувствовала совершенно точно, что побывав хоть раз в таком светлом месте, оно останется у тебя в душе навсегда…, и мне Индия помнится именно такими местами и моментами… Обратная дорога домой была быстрой, легкой и без особых приключений, сознание, вобравшее в себя итак довольно много за 3 дня, было уже не способно вмещать что-то еще. Оставалось только переваривать и осмысливать увиденное…
Комментарии (9864)
|
Copyright (c) 2007—2024 Натали М.
|
|