Аум или Ом

домой | избранное | комментируемые | календарь путешествия

Индийское время: 17:17

Индия        Россия

Искать текст "Божества Индии" в заметках...

RSS: эта страница

28 августа 2008
более 15-и лет назад

(избранное) Новогодний вояж по Индии. День 4-5. Пондичерри-Тричи 15:27

На 1 января была запланирована прогулка по городу, который довольно не типичен для Индии, а так же начало обратного пути с остановкой в городе Тричи. Пондичерри - это бывшая французская колония и в память о тех временах осталось много французских зданий, целых кварталов и все еще красивая набережная. Попадая в эту часть города, кажется, что ты в Европе – красивые усадьбы, чистые улицы, приятная глазу архитектура готических храмов. Безусловно, кое-где встречались индийские вставки в виде соломенных крыш, взгромоздившихся на особняки, но это все равно не портило общего вида и впечатления. Прожив больше полу года в Индии, было очень приятно оказаться в таком местечке:)

Почти европейская набережная...

Однако, выезжая за французские кварталы, отделенные совсем не благоухающим каналом, попадаешь в типичную Индию, со своим хаосом на дороге, грязью, толпами народа и т.д. И как такие два разных мира уживаются совсем рядом? Загадка…

Напоследок мы решили посетить интересный и довольно знаменитый храм, посвященный Ганеше. Когда мы подъехали к храму, то были удивлены огромной очередью, растянувшейся на несколько кварталов, и замыкающей гигантский круг здесь же у входа. Надежда туда попасть практически исчезла, но некоторые из нашей компании, бывалые люди, решили рискнуть проникнуть вне очереди и потащили нас за собой. Это казалось невероятным, но нам каким-то чудом удалось уговорить охрану пропустить нас. Внутри храма паломники выстроились стройными рядами к главной святыне – Ганеше, который весь был усыпан бриллиантами и другими драгоценными камнями, переливающимися всеми цветами радуги от падающих на них лучей солнца, а так же был украшен многочисленными гирляндами из живых цветов.

Сверкающий Ганеша

Зрелище конечно непередаваемое и очень впечатляющее, особенно после того, как обычно видишь каменные, темные, холодные и потому довольно мрачные фигуры божеств в большинстве храмов. К сожалению, из-за большого количества паломников, нам не удалось вдоволь насладиться красотой божества, но и те несколько минут, проведенные в храме, произвели сильное впечатление.

После обеда мы стали собираться в обратный путь, который был не близок. Остановку на ночь запланировали сделать в городе Тричи. Однако приехали мы туда еще засветло и решили не тратить время зря и посмотреть хотя бы один объект до темноты, поскольку их в городе было предостаточно, и нескольких дней мало, чтобы все обойти. Первым мы решили посетить храм Шри Ранганатхасвами (Шрирангам), являющийся основной достопримечательностью и святыней Тричи и стоящий на двух островах, образованных рукавами реки Ковери. Храм этот довольно древний, его строительство относят к 10 веку. В 12 веке Рамануджа, теолог и философ, возглавил школу при храме. Он основал практики, которые существовали до мусульманского вторжения 14 века. С победой Виджаянагара храм был восстановлен и в течение 15-17 веков принял вид, сохранившийся до сегодняшнего дня. Много династий приложило руку к совершенствованию его архитектуры, а в 1966 г. храм был взят под опеку ЮНЕСКО.

Главный вход в храм с южной стороны был построен в 1987 г. и сейчас возвышается на 73 метра. Занимая 60 гектаров и имея 7 концентрических стен и 21 гопурам, он, вероятно, самый большой в Индии.

Храм Шри Ранганатхасвами

Первый гопурам, как бы открывающий врата в другой мир, где творит атмосфера древности и веры, нас уже поразил своими размерами. Однако то, что мы увидели за пределами первых врат, поразило нас еще больше. Мы не увидели длинных галерей, типичных для индийских храмов, не смогли найти место, где можно было оставить обувь…, вместо этого, дома браминов и базары, с их многочисленными лавочками, испускающими всевозможные запахи масел, бетеля и приправ заполняли место между четырьмя внешними стенами, и складывалось такое двоякое ощущение – толи храм в городе, толи город переместился в храм, в общем, было ощущение, что проходя эти многочисленные лавочки уже в стенах храма, внутренне как бы готовишься к главному, проходишь плавный переходный этап.... Такого положения вещей мы раньше не встречали. Сам храмовый комплекс прекрасно сохранился, с резными стенами и статуями разным богам, причем главное место отведено Вишну. Бог Рама, одно из воплощений бога Вишну, истории жизни которого запечатлены в индийском эпосе «Рамаяна», молился здесь на пути в Ланку. Не индусы, т.е. такие, как мы, могут доходить до 7-ой стены, а вход в золотоверхий храм запрещен, причем ни за какие деньги (сами проверяли:)). Хотя места было достаточно и для не индусов, проходя по очередной галерее, мы каждый раз удивлялись их количеству. Тем временем становилось темно, и пора было не только перекусить, но и найти место для ночевки.

Что первое, что второе, оказалось совсем не просто сделать. Гостиницу заранее мы не заказали, потому что немного изменили наш маршрут обратно (собирались ехать через Кодайканал), да и с местными ресторанами были не знакомы. Не смотря на то, что Тричи, довольно крупный город, оказалось проблематично найти место, устраивающее нас по нескольким параметрам. После долгих метаний от одной гостиницы к другой, мы нашли небольшой ресторанчик, где можно было выбрать несколько блюд почти без масалы, и решили уже просто найти ночлег с минимумом условий, лишь бы чистая постель и спокойная ночь… Постель была более-менее чистой, а вот ночь спокойной не удалась из-за атак летучих вампиров-пискунов – комаров! Штатный фумигатор был сломан и ночные попытки исправить его помогли не на долго. Всем путешествующим по дикой Индии надо рекомендовать брать собственные средства от комаров – это спасает жизни!

На утро было решено встать пораньше, чтобы успеть купить редкие цветы, которые, по легенде, растут, чуть ли ни на одном единственном дереве в Индии и приносят по несколько цветков каждое утро, и кто успел – тому будет счастье! Ну как такое упустить?! Пришлось пожертвовать сном, встать с первыми лучами солнца и отправиться в Храм Шри Джамбукешвара, который еще известен как Тируванай Койл или слоновья роща. Храм посвящен Шиве и Парвати.

Когда мы подошли к храму, владельцы лавочек только раскладывали свой товар, вдалеке неспешно кто-то подметал площадку около главных ворот, солнышко только начинало пригревать, ласково оглядывая свои владения… Было тихо, спокойно и умиротворенно… Мы как раз успели к выносу цветов и их продаже. Внешний вид у них на самом деле был экзотический, по форме напоминающий змею, покрывающей своим воротником находящийся внутри лингам. Цветок этот считается редким и священным в Индии. Купив несколько цветков на память, мы, со спокойной душой, отправились на осмотр храма.

Священный цветок Индии

Храм Шри Джамбукешвара имеет 5 концентрических стен и 7 гопурам с понижением к центральной части. Это один из храмов, обожествляющих первоэлементы - в этом храме стихией для поклонения является вода. Поэтому храм построен вокруг Шивалингама, частично погружённого в воду, исходящую из подземного источника в центре храма. Для нас это было очень необычно и мы столкнулись с таким видом храма впервые. Однако к самому лингаму допускали не всех, вернее пускали только индусов, но на этот раз несколько рупий дали и нам возможность почувствовать себя индусами хотя бы ненадолго. Чтобы подойти к входу в храм, надо пройти красивые сады и миновать слона, Шанти, который каждое утро обходит весь храм, считаясь тут особенно священным животным.

Храм Шри Джамбукешвара

К достопримечательностям храма относится огромная статуя Кали, которая внушает страх и благоговение своими 50 руками. Так же можно увидеть "Брачное дерево", которое увековечивает союз Шивы и Парвати, а маленький пруд Брахма Тиртхам напоминает о том, как Брахма обрёл силы создания через союз этих двух богов.

Храм тоже поразил нас своими размерами и длинными галереями, которым не видно было конца… Странным было то, что народу почти не было, и мы ходили практически одни, спокойно наслаждаясь атмосферой тишины, глубины и ощущением попадания в древний мир…

Нам было там хорошо и спокойно, но пора было двигаться дальше, впереди у нас еще предстояло посещение храмового комплекса – Рок Форт, который расположен на скалистом плато и в высоту достигает 83 метра. Основной храм, посвященный богу Ганеше-Винаяке, расположен на верхушке плато и к храму можно подняться по ступенькам, которых там 437 штуки…

Последние ступени к храму на скале...

В индийском многочисленном пантеоне божеств Винаяка - особо почитаемый. Бог Ганеша или Ганапати известен своими изображениями в виде человека с головой слона. Слово «Гана» относится к интеллекту. «На» относится к мудрости. Ганапати - глава всех мирских и духовных знаний. Винаяка не имеет над собой мастера. Он - мастер самого себя. Винаяка благословляет все стремления, усилия и дарует успех. Когда в джунглях нет дороги, именно слон проходит и прокладывает путь. Подобным же образом, в джунглях жизни именно слоноголовый Винаяка показывает для всех верный путь.

Когда мы подъехали к этому скальному плато и увидели храм на самой вершине, то казалось, что он достает до облаков и было страшновато начинать путь, уж слишком он казался далеко и высоко… Однако мы и сами не заметили, как подошли к последней лестнице, ведущей непосредственно к храму. Этот последний пролет начинался с небольшой площадки, откуда открывался великолепный вид на весь город. Захотелось остановиться и просто полюбоваться красотой окрестностей с высоты птичьего полета. Индия с этого ракурса представляется совершенно другой…, дружной, сплоченной и светлой…

Тричи с высоты птичьего полета...

Приятно было постоять на свежем, ласкающем ветерке, подышать полной грудью и вспомнить весь наш пятидневный маршрут по просторам Индии, с его открытиями, откровениями, новыми ощущениями и впечатлениями, которые, казалось, заполнили нас полностью. Там, на вершине, было своеобразное подведение итогов, и завершающей точкой был Ганеша, благословляющий на свершения и стремления, идущие от чистого и горящего сердца. Таких сердец перед ним было шесть и, по крайней мере, у меня возникло ощущение освещения нашего дальнейшего Пути и не только в Индии…

С чувством внутренней тишины и благодарности жизни за такую возможность прикоснуться к некоторым тайнам Индии, мы начали спускаться вниз, впереди была еще долгая дорога домой, однако она оказалась легкой и радостной, поскольку Индия изменила и обогатила нас за эти 5 дней странствий…

Альбом День 4-5. Пондичерри -Тричи

# | Комментарии (8442)

Кейворды: Храм Шри Ранганатхасвами, Храм Шри Джамбукешвара, Тричи, Рок Форт, Ритуалы Индии, Путешествия, Путешествие по Индии, Путевые заметки, Пондичерри, Парвати, Лингам, Индия, День 4-5, Гопурам, Ганеша-Винаяка, Ганеша, Ганапати, Впечатления, Вишну, Божества Индии, Шива

18 апреля 2008
более 15-и лет назад

(избранное) Ченнай..., как много в этом слове... 08:02

Ченнай (Мадрас)…, город, в который мы хотели попасть с самого нашего приезда в Индию. Интерес этот был связан с несколькими причинами, одной из которых является тот факт, что этот город - столица нашего штата, Тамил Наду. А прожить год в одном штате и не побывать в его столице, это не серьезно…Единственной загвоздкой была удаленность Ченная от нашего места проживания, нас разделял практически весь штат, и мы находились на противоположных его сторонах. И вот, под конец нашего годовалого пребывания в Индии, снова возникла идея попробовать съездить в Ченнай. Мы начали организовывать поездку и были удивлены, что никаких преград не встретили на своем пути – без проблем купили 6 билетов на поезд всего за несколько недель до предполагаемой поездки (что на самом деле большая редкость для Индии), забронировали гостиницу и заказали такси. Когда мы увидели, что везде нам «горит зеленый свет», то восприняли это как добрый знак и благословение на хорошую дорогу.

Для себя, еще только собираясь в путь, я поставила главный приоритет – сохранять внутреннее спокойствие и равновесие, поскольку коммуникативным языком между белыми и индусами владела только я, и, следовательно, все организационные моменты, а так же мелкие договоренности, улаживания и т.д. были тоже на мне. Индия и ее жители в некоторых вопросах довольно своеобразные, и легко могут выбить почву из под ног нетипичными для нас ходами и реакциями, поэтому самообладание – незаменимая вещь не только в жизни, но особенно в путешествии по Индии.

# | Комментарии (9864)

Кейворды: Храмы Индии, Тирунелвель, Теософское общество, Рамакришна, Путешествия, Путешествие по Индии, Путевые заметки > Каньякумари, Океан, Мамаллапурам, Мадрас, Индия, Индийский поезд, Впечатления, Божества Индии, Адьяр, Ченнай

20 марта 2008

(избранное) Новогодний вояж по Индии. День 2. Рамешварам-Тaнджавур 13:36

Новый день начался довольно рано, с восходом солнца… Когда в нашу дверь убедительно постучали заботливые попутчики, за окном было еще темно…, вставать совсем не хотелось, а уж ехать куда-то тем более…, хотелось просто уткнуться в подушку и досматривать сладкие сны… Но этого мы не могли себе позволить, и начали потихоньку сползать с постели и собираться в путь… Принесенный в номер индийский чай, заваренный по местным традициям в молоко, немного взбодрил. Но окончательно проснуться и начать радоваться жизни помог лишь вид, который открывался с веранды нашего отеля… Перед нами простилался бескрайний океан, спокойный, великий и казалось, еще сонный, несколько лодок неспешно покачивались на его мягких, как будто убаюкивающих волнах, все вокруг еще дремало… И только солнышко, посылая свои лучи, первые предвестники нового дня, торопилось подняться из-за облаков. Эти лучи были как призывный к пробуждению гимн – яркие, устремленные вверх, торжествующие и манящие…

# | Комментарии (4646)

Кейворды: Божества Индии, Впечатления, День 2, Династия Чола, Индия, Лингам, Океан, Путешествие по Индии, Путешествия, Рама, Ритуалы Индии, Сита, Фото, Хануман, Храм Брихадишвара, Храмы Индии, Шива Лингам

5 марта 2008

(избранное) Новогодний вояж по Индии. День 1. Анувиджай-Рамешварам 21:53

К сожалению – месяц, хоть и кажется длинным отрезком времени, порой он даже тянется бесконечно долго, но на самом деле он ничтожно мал, тем более, когда насыщен разными событиями и путешествиями… Поняв с самого начала, что времени у родителей отведено не много, мы дали им возможность отдохнуть пару дней после приезда, прийти в себя, и пустились в авантюрное и увлекательное путешествие в сторону севера Индии, устроили себе, так называемый новогодний вояж:)

Выезд был намечен на 29 декабря, чтобы успеть добраться до Пондичерри, который был основной нашей целью, к Новому году. Само путешествие спланировала одна семейная пара, возможно, я не имею право разглашать их фамилию без их разрешения, поэтому далее будем называть их – П. Они на самом деле провели большую работу по подготовке, бронированию гостиниц, продумыванию оптимального маршрута, и пригласили нас с собой, за что мы им очень благодарны.

# | Комментарии (6136)

Кейворды: Ритуалы Индии, Рамешварам, Рама, Путешествия, Путешествие по Индии, Путевые заметки, Приезд родителей, Новогодний вояж по Индии. День 1, Лингам, Индия, Жизнь в Индии, Впечатления, Божества Индии, Анувиджай-Рамешварам, Сита, Хануман, Храм Раманатхасвами, Храмы Индии

19 сентября 2007

(избранное) День Рождения Ганеши 16:17

Наконец в нашем городке пришло время праздника! Причем праздника индийского – Дня Рождения Ганеши! До этого было несколько выходных дней, которые говорили о праздничных днях в Индии, но видимого проявления торжеств не было. А тут нам предстояло стать свидетелями 5-ти дневного праздника с кульминацией в последний день. Но начну с самого начала…

По традиции, четвертый лунный день темной половины месяца (конец августа, начало сентября) посвящен дню рождения слоноликого Ганеша. Его празднуют по всей Индии и за ее пределами.

И вот наступил тот день, когда 15 сентября 2007 года, в наш городок была торжественно внесена фигура одного из центральных и самых любимых божеств Индии – Ганеши. Вносили его на специальном постаменте в сопровождении выстрелов петард и кидания цветов в воздух. Стоит отметить, что это божество выглядит довольно непривычно для европейцев – тело человека, а голова слона, при этом ездит он на мыши. Но в этом разберемся чуть позже, а пока предстояло разместить почитаемого и всеми любимого Ганешу в специально построенной пристройке рядом с местным культурным центром. Эта небольшая комнатка с 3-мя стенами была заботливо украшена гирляндами цветов, листьями бананов и чем-то напоминала шатер. Фигура божества была размещена по центру на небольшом возвышении для лучшего обозрения приходящих. Искусные индийские мастера сделали Ганешу с душой, и он выглядел как живой, сложно было поверить в то, что он был из папье-маше. В течение 5 дней индусы приходили поклониться божесту, умаслить его, приносили сладости, цветы, жгли свечи и брали священный пепел, которым ставили точку на лбу. Мы, русские, толком не знали смысла происходящих действ, но с большим удовольствием ходили вместе с индусами полюбоваться на веселого и добродушного Ганешу и хоть немного приобщиться к яркой и древней культуре.

# | Комментарии (12134)

Кейворды: Путевые заметки, Индия, Жизнь в Индии, День рождения Ганеши, Ганеша, Божества Индии, Путевые заметки > ДР Ганеши, Путешествие по Индии, Ритуалы Индии, Фото

Copyright (c) 2007—2024 Натали М.