Аум или Ом

Индийское время: 18:13

Индия        Россия

Март 2008

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31

5 марта 2008
более 16-и лет назад

(избранное) Новогодний вояж по Индии. День 1. Анувиджай-Рамешварам 21:53

К сожалению – месяц, хоть и кажется длинным отрезком времени, порой он даже тянется бесконечно долго, но на самом деле он ничтожно мал, тем более, когда насыщен разными событиями и путешествиями… Поняв с самого начала, что времени у родителей отведено не много, мы дали им возможность отдохнуть пару дней после приезда, прийти в себя, и пустились в авантюрное и увлекательное путешествие в сторону севера Индии, устроили себе, так называемый новогодний вояж:)

Выезд был намечен на 29 декабря, чтобы успеть добраться до Пондичерри, который был основной нашей целью, к Новому году. Само путешествие спланировала одна семейная пара, возможно, я не имею право разглашать их фамилию без их разрешения, поэтому далее будем называть их – П. Они на самом деле провели большую работу по подготовке, бронированию гостиниц, продумыванию оптимального маршрута, и пригласили нас с собой, за что мы им очень благодарны.

Итак, по плану нас ехало 3 семейные пары. Сначала мы планировали немного облегчить дорогу и поехать на поезде, поскольку до Пондичерри путь не близок. Причем вопросом бронирования билетов начали заниматься задолго до поездки, но этого все равно оказалось не достаточно. Билетов на нужные нам числа не было в продаже, хотя нам предлагали встать в лист ожидания где-то третьими или четвертыми. А что это означает в Индии? Даже русскому человеку, со всей его смекалкой и предприимчивостью, не пришло бы в голову продавать место в поезде несколько раз, при этом каждого последующего после первого покупателя, ставить по номеру ожидания в очередь… Т.е. картина выглядит примерно так – тот, кто купил первым, занимает свое место и спокойно едет до своей станции, остальные претендующие на это же место, стоят и ждут, пока первый выйдет и так со всеми остальными, ожидающими своей очереди, при этом, человек ведь может простоять весь путь, если его «одноместникам» ехать до той же станции, что и ему.

Мы подумали, что такой экстрим с очередями в поезде не стоит устраивать родителям, которым и без этого будет от чего удивляться… И решили взять машину, большой джип, чтобы все поместились более-менее с комфортом, дорога ведь предстояла не близкая.

Выезд из нашего городка, Анувиджай, наметили на 6 утра, но это видать слишком ранние часы для индусов, потому что когда мы все готовые и собранные, с вещами стояли у ворот, никакой машины и в помине не было. Пришлось разбудить водителя по телефону, благо, он жил неподалеку и довольно быстро примчался в назначенное место. Уже прожив довольно продолжительное время в Индии, мы привыкли не расстраиваться от таких вещей, не принимать их близко к сердцу, тут ведь и правда никто не торопится, поэтому все с тем же хорошим настроем и ожиданием новых впечатлений, мы погрузились в машину.

Первой нашей остановкой с ночевкой был намечен Рамешварам, который является одним из семи сакральных городов Индии, куда стекаются толпы паломников, стремясь получить отпущение грехов и достичь Просветления. Этот город упоминается в эпосе «Рамаяна» и расположен на уходящей глубоко в океан косе, которая в 15 веке превратилась в остров, лежащий на пути из Индии в Шри-Ланку. Но об этом удивительном городе чуть позже, сначала нам предстояло еще до него добраться, а по дороге нам встретились еще несколько интересных мест.

После нескольких часов пути мы остановились у очень необычного храма, построенного в форме Шивы, огромная фигура которого, гордо возлежащего на змее, виднелась на сотни метров вокруг… Такое строение все члены нашей команды видели впервые и поспешили запечатлеться на его фоне.

Храм Шивы

Мы не стали долго задерживаться и продолжили наш путь. За окнами машины простилались пустынные пейзажи, одни деревеньки сменялись другими, коровы предпочитали неторопливо и важно шагать по центру и без того узкой дороги, или вообще вставали поперек, в то время, как полные терпения и доброжелательности водители, объезжали их с разных сторон, лишь изредка издавая протяжный звук своего сигнала, казалось, в знак приветствия.

Добравшись до небольшого городка, мы решили сделать остановку и перекусить. Лучшим рестораном в городе оказалась маленькая забегаловка с кучей народу, где «VIP комната с кондиционером» была отделена от общего помещения небольшой стеклянной перегородкой. Официант к нам не торопился, и когда мы попросили на шестерых 5 чашек кофе, он долго думал, а потом еще дольше нес заказ. Мы поняли, что если будем заказывать еду, то это может затянуться надолго, поэтому мы достали свою, припасенную в дорогу, и с удовольствием перекусили. При этом никто из работников «ресторана» не сделал нам ни единого замечания относительно принесенной с собой закуски, в России такое бы, наверное, не прокатило:) На выходе из ресторана наше внимание привлекло какое-то упорядоченное движение на соседней улице. Мы, конечно же, пошли посмотреть. Оказалось, там шла окраска тканей, когда вдоль улицы натягиваются нитки с помощью палок и колышков и «красильщики» обливают эти нити цветной водой, с помощью тряпок. В процессе окрашивания в основном задействованы женщины и дети и получается это у них довольно быстро и ловко.

Покраска тканей

Где-то к 14-15 часам мы доехали до основной на тот день точки – города Рамешварама. Первым делом было решено разместиться в заранее забронированной гостинице, перекусить и потом уже отправиться на осмотр главного храма, который, собственно, и является главной достопримечательностью и святыней города. Наша гостиница оказалась совсем рядом от храма, чему мы были очень рады. Нас радостно встретили на ресепшн, снизили цену в два раза, когда узнали, что мы те, кто заказывали номера заранее, вероятно для «пришедших с улицы» из-за большого спроса, цены сразу вырастали вдвое, но это все равно не смущало все прибывающих и прибывающих паломников. Некоторые разместились в удобных креслах напротив ресепшена, а кому не хватило места – уселись прямо на ступенях гостиницы в ожидании, пока освободятся какие-нибудь номера. Мы были очень благодарны семейству П. за то, что они забронировали места заранее и нам не пришлось присоединиться к ожидающим на ступенях…

Перекусить мы решили в гостинице, и поскольку свой ресторан у них был толи закрыт, толи вообще не работал, один из сотрудников отеля вызвался сбегать в соседний и принести нам обед в номер. Мы согласились, потому как тогда у нас высвобождалось время немного привести себя в порядок. Номера нам достались довольно просторные, чистые, по индийским параметрам очень даже не плохие. Выходили они на длинную веранду с красивым видом на океан и на бесчисленные рыбацкие судна, дрейфовавшие недалеко от берега. Правда, совсем рядом, по соседству, строилось новое здание, наверное, тоже гостиница, стройка не была ничем отгорожена и это немного портило общий вид, но мы старались не обращать на это внимания.

Вид на бескрайний океан...

Обед решили накрыть на веранде, хотя слово «накрыть» здесь не очень подходит. На пластиковый стол с придвинутыми стульями индус положил несколько пакетов со свертками из газеты, в которые был запакован наш обед. То количество еды, которое нам принесли на шестерых человек, даже при условии, что все бы ели такую кухню, все равно оказалось бы чрезмерным. В то время, как мужчины с удовольствием уплетали острую курицу с не менее острым рисом, женщины были менее вдохновлены принесенным, и пытались выбрать хоть что-то более-менее съедобное на европейский вкус… Еды осталось много…, мы решили отдать ее нашему водителю, который был несказанно рад.

После 15-ти минутного отдыха и сборов, мы отправились на осмотр храма. Как я уже говорила раньше, в индийских храмах принято снимать обувь и оставлять ее за стенами храма. Индусы безусловно верят в карму, в наказание за грехи, но все же, порой, могут стащить вашу обувь прямо у входа в священное место… Поэтому мы решили не рисковать и положить обувь в пакеты, захваченные для этой цели с собой. Однако этот номер у нас не прокатил, потому как на нашем пути, уже во внутренних галереях храма неожиданно вырос рьяный служитель и блюститель порядков. Он сразу вычислил, что мы иноверцы, потому как не на всех была одета индийская одежда, и он развернул нас к выходу. 50 рупий немного исправили ситуацию, но не для всех, с пакетами с обувью не хотел пропускать даже за деньги. Я решила остаться на входе со всей обувью, поскольку что-то неважно себя чувствовала и хотела присесть отдохнуть. Мне было довольно интересно посидеть в тени и понаблюдать за индусами, которые приходили целыми семьями, с маленькими детьми. Некоторые оставляли младших детей со старшими в галерее, на входе в храмовый комплекс, а сами шли во внутрь, и возвращались потом все насквозь мокрые, но со светящимися от удовольствия глазами… Я так погрузилась в наблюдения неспешного ритма паломников, которые очищенными и возрожденными выходили из храма, что невольно перенеслась в мыслях в легенды, связанные с этим удивительным местом, в те далекие времена, когда таинство только начиналось…

Храм Раманатхасвами

Супругу Рамы Ситу похитил царь Ланки Раван. Союзное Раме войско местных обезьян направилось в точку материка, ближайшую к острову Цейлону. Мудрому Хануману, советнику Сугривы, обезьяны поручили узнать: там ли находится Сита? Напрасно воевать индусам не хотелось. Обезьяны хорошо прыгают, но их разведчикам было не под силу добраться до далекой Ланки: этот остров не виден из Рамешварама невооруженным глазом. Только сын бога ветра: летавший по воздуху Хануман — был способен на невиданный прыжок.

С оконечности далеко выступающей в море Рамешварамской косы Хануман прыгнул на Шри Ланку. Он нашел тщательно охраняемую Ситу, передал ей колечко Рамы и вернулся, принеся с собой драгоценный камень её отца, который она сумела сохранить: зарок того, что она жива и невредима. Войско Рамы было готово выступить в поход. Но как добраться до Ланки? Рама и его брат Лакшман стали посылать в море стрелы, чтобы вынудить морского царя им помочь — указать мелкое место в море, где можно было бы перейти его вброд. Потревоженный морской царь встал посреди волн там, где ему было по колено. Но войску нужен был мост.

И индусы построили его из плавающих камней: огромных кораллов вроде пемзы, которые действительно плавают в воде — как это наглядно демонстрирует храм Плавающих Камней в Рамешвараме.

Многокилометровый коралловый мост обезьяны начали строить в том месте, откуда Хануман прыгнул на Ланку.

По этому мосту воины отправились в землю ракшасов. Они победили царя Равану, и Сита с Рамой вернулись обратно на летающей колеснице.

Раму и Лакшмана на морском берегу встретили мудрецы, которые напомнили им, что после гибели врагов надо совершить жертвоприношение. По древним законам, которые сохранились ныне лишь в первобытных племенах, чтобы души погибших в битве не преследовали героев и не омрачили их мирную жизнь, нужен очистительный обряд. В древнейшем, более физически-плотском, мире это пост и изоляция, в древнем, уже более духовном,— просто молитва. Но для молебна нужен алтарь, а герои были на необжитом тогда ещё морском берегу: что называется, с пустыми руками — если не считать оружия, с которым они не расставались. И тогда Рама послал Ханумана принести откуда-нибудь самый простой индийский образ алтаря — камень-Шивалингам.

После прыжка через океан, в потусторонний мир враждебной Ланки, слетать на горы к Шиве за шивалингамом, для Ханумана было пару пустяков. Но это заняло много времени: горы от Рамешварама далеко. И в ожидании Ханумана Сита принялась играючи лепить на побережье лингам из песка. Солнце уже клонилось к закату, а Ханумана все не было. И тогда риши сказали Сите и Раме, что пора совершать пуджу: в крайнем случае, годится и алтарь, сделанный из песка, если нет другого. Рама, Сита и Лакшман украсили цветами песчаный лингам и сотворили молитву у самых волн океана. И среди небес во всем чудодейственном сиянии им предстал Творец со своей божественной супругой: Шива и Парвати, которых они почтили.

Тем временем вернулся Хануман: он добыл даже два шивалингама вместо одного. Увидев, что жертвоприношение обошлось без него, он очень обиделся. Он зацепил своим мощным хвостом лингам Ситы и попытался сдвинуть его с места. Но песок, отмеченный божественным присутствием Шивы, застыл как камень. Рама утешил Ханумана, сказав, что во время службы люди прежде будут почитать его шивалингамы, а потом алтарь Ситы. А в этом месте был выстроен храм Раманатхасвами, напоминающий о священном жертвоприношении Рамы.

История храма Раманатхасвами начинается с XII столетия. Век за веком храм достраивали и улучшали. Каждый правитель Рамешварама считал своим долгом усовершенствовать святыню. Появлялись новые башни, залы, галереи. В одной из галерей, светлой и просторной, проходят занятия школы браминов. Другую, более мрачную галерею в Индии называют "третьим коридором". Эта последняя и самая значительная пристройка вытянулась на 1200 метров. Столько же колонн выстроилось на всем протяжении коридора. Здесь довольно сыро из-за близости святых источников. Их на территории храма 22. Каждый имеет свое предназначение. Можно облиться водой, чтобы иметь богатство, или освободиться от проклятья, или защитить себя от нищеты, болезней и прочих напастей. Есть источник, который очищает от греха неблагодарности. Как правило, паломники проходят сквозь все 22 источника. Затем семь раз огибают семь фигур, изображающих богов. Они находятся в одном из залов храма. Только после этого к вечеру второго дня карма становится немного чище.

Теперь стало понятно, почему все выходили мокрыми, да и под ногами везде были лужи… Из всей нашей компании облился водой в святом источнике только мой папа и был этому несказанно рад. До заката еще оставалось много времени, и мы решили посетить еще несколько достопримечательностей. Первым местом был храм, который находился на возвышенности, откуда открывался великолепный вид на весь город и на близлежащие окрестности… Простирающиеся внизу поля были окутаны дымкой, как бы готовясь ко сну, и солнышко, допевая свой гимн яркой и жаркой земле, спешило уступить место прохладной ночи…

Закат над городом...

Но для нас программа на день еще не закончилась, и мы решили заодно заехать в небольшой храм, где как раз можно было наблюдать эти знаменитые Плавающие камни, о которых говорится в легенде. Они, как музейные экспонаты, находятся под строгой охраной и наблюдением…Эти камни выглядят как большие кораллы и на самом деле плавают!

Еще одной примечательной и запомнившейся нам деталью того дня была встреча с родным братом бывшего президента Индии, которого мы случайно встретили сидящим в своей малюсенькой мастерской, рядом с домом, в котором живет он и вероятно жил его брат. Нас удивила скромность, как ближайшего родственника президента, так и самого дома. Вот в такие моменты особенно ощущаешь разницу в менталитете и вообще отношении ко многим вещам… У нас бы вся семья и даже дальние родственники президента, или даже любого чиновника уж наверняка бы не сидели в бедной башмачной мастерской… И в этом вся Индия…, загадочная и противоречивая…

После всего увиденного нас ждал ужин и крепкий сон, потому что следовало хорошенько подготовиться к новому дню с его открытиями и приключениями…